Профильное и предпрофильное обучение


Профильное и предпрофильное обучение

СПРАВКА по итогам изучения состояния профильного обучения в 10 (соц.-экон.), 10 (хим-био) классах МОУ «Лицей №12»

 Цели изучения:

  • Анализ комплектования профильных классов;
  • Анализ программно-методического обеспечения;
  • Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.

Сроки изучения: с 09 по 16.09. 2016 года.

 Методы изучения:  экспертная оценка программно-методических материалов, анализ комплектования профильных классов, собеседование с учителями, анализ школьной документации.

 

Эффективное управление профильным обучением в МОУ «Лицей №12» обеспечивается качественной реализацией следующих направлений деятельности:

*нормативно-правовое обеспечение профильного обучения;

*программно-методическое обеспечение профильного обучения;

*практическая направленность преподавания учебных курсов;

*организация методического сопровождения профильного обучения;

*диагностика качества профильного обучения.

 

В 2014-2015 учебном году в лицее скоплектованы профильные классы:

·         Социально-экономической направленности (10 класс – 14 обучающихся, классный руководитель —  Заслонко Ольга Константиновна);

·         Химико-биологической направленности (10 класс – 23 обучающихся, классный руководитель – Хамзова Оксана Викторовна).

 

В построении учебного плана для 10 (соц — экон), 10 (хим – био) классов образовательной программой заложен принцип сочетания базовых и профильных учебных предметов при допустимой учебной нагрузке – 37 часов.

Профильные предметы: 10  класс (соц-экон) – «Обществознание», «Право», «Экономика», «Математика», 10 класс (хим-био) – «Химия», «Биология».

Профильное обучение в лицее решает следующие задачи:

*обеспечение индивидуальных образовательных запросов обучающихся и их родителей;

*расширение возможности социализации обучающихся;

* обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

 

Образовательный процесс в профильных классах регулируется системой локальных актов:

*Положением об организации профильного обучения;

*Положением о классе с двумя профильными группами;

*Положением о портфолио обучающихся основной школы;

*Положением о проведении зачетной недели в профильных классах;

*Положением о предпрофильной подготовке;

*Положением об обязательных элективных учебных курсах по выбору обучающихся профильных классов;

*Положением о приеме обучающихся в профильные классы.

Анализ программно-методического обеспечения профильного обучения показал, что учителя, работающие в профильных классах разрабатывают в рабочих программах календарно-тематическое планирование на 2 года обучения (10-11 классы), что позволяет не только грамотно структурировать учебный материал, но и избежать  дублирования в изучении учебных модулей, обеспечить выполнение учебных программ. В рабочих программах по профильным и базовым предметам предусмотрена практическая, исследовательская деятельность обучающихся, как один из перспективных путей совершенствования профильного обучения.

Анализ процесса комплектования профильных классов показал, что выпускники 9а,б классов осознанно приняли решение о выборе профиля дальнейшего обучения, т.е. наблюдается повышение готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Из 27 выпускников 9а,б классов 27  продолжают образование в лицее №12. Из 38 выпускников  13 приняли решение продолжить обучение в 10б классе химико- биологического профиля, 14 продолжают обучение  в 10а классе социально- экономического профиля. Профильное обучение в лицее достаточно пристижно и конкурентноспособно в рамках образовательного пространства города. Ежегодно определенная группа обучающихся других школ города выбирают лицей для продолжения образования на  III ступени.

В 2014-2015 учебном году в 10 (хим-био) класс поступили их других школ города  — 10 обучающихся:

(МОУ «СОШ №11 – 4, МОУ «Гимназия №10 — 1, МОУ «СОШ №7» — 1,

МОУ «СОШ №9-1, МОУ СОШ «№6  -2, д. Долбенкино – 1).

Из 23 обучающихся данного класса имеют аттестаты за курс основной школы в «Отличием» — Куимова С., Фролова И., аттестаты без «3» — 12 обучающихся, т.е. 52% способны осваивать программы на достаточно хорошем уровне.

Из 14 обучающихся 10  (соц-экон) класса Фролов В., Воеводская А. имеют аттестаты за курс основной школы с «отличием», -7 обучающихся имеют аттестаты без «3» ,т.е.  64% имеют достаточный уровень подготовки по предметам за курс основной школы.

Презентация химико-биологического профиля на Дне открытых дверей (Автор заместитель директора по УВР Фетисова Л.И.

Химико-биологический профиль

     Учеба и развитие

Профильные предметы: биология (4 часа в неделю) и химия (4 часа в неделю)

Элективные курсы: Решение усложненных задач по химии (1 час в неделю),

Физиология человека и животных (1 час в неделю).

Учителя:

по химии — учитель высшей квалификационной категории Гришечкина Ирина Александровна;

по биологии — учитель высшей квалификационной категории Коростелёва Наталья Александровна

Обучающиеся профиля проходят двухгодичную довузовскую подготовку на базе Курского государственного медицинского университета по программе «Школа- ВУЗ», предусмотрена медицинская практика по профпригодности на базе Медсанчасти МГОКа.

     Мы отдыхаем

Обучающиеся химико-биологического профиля посещают спортивные кружки и секции: по баскетболу, волейболу, футболу, туризму, легкой атлетике и др. Они активно участвуют в культурной жизни лицея, традиционными стали культурно-массовые мероприятия, такие как «Парад профессий», «Лицейское содружество, «День Детства», Новогодняя дискотека и др. Ребята занимаются просветительской и агитационной работой: участвуют в акциях «Мы – за здоровый образ жизни», флеш-мобе «Берегись автомобиля».

     Наши успехи

Традиционно обучающиеся химико-биологического профиля участвуют в олимпиадах: имени М.В. Ломоносова, Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадах КГУ и КГМУ и др. Призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2012-2014 годов:

по химии: Федорова Кристина (11 Б), Куимова Стефания (10 Б);

по биологии: Майорова Софья (10 Б), Шелаев Дмитрий (11 Б);

по экологии: Куимова Стефания (10 Б);

Призер муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии  Гридасова Полина (9 А).

Наблюдается рост среднего балла ЕГЭ.

 химиябиология
201264,5 (71)66,5 (74)
201379 (95)73,1 (93)

Обучающиеся химико-биологического профиля поступают в престижные вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Орла, Курска, Воронежа в основном по медицинскому направлению. Выпускники химико-биологического профиля могут поступать на направления: сельское хозяйство, производство материалов и продуктов питания, защита природы, криминалистика, педагогика и др.

Обучающиеся химико-биологического профиля участвуют в различных конкурсах, занимаются проектной деятельностью. На городском фестивале ученических проектов «Шаг в будущее» обучающиеся Чевычелова Ольга и Ляликова Екатерина (11 Б), Шульга Мария и Лазуткина Лада (10 Б) стали дипломантами конкурса за исследовательские проекты: «Природные антиоксиданты», «Секреты близнецов».

Выбор профессии – это важное решение, необходимо хорошо все обдумать и сделать правильный выбор профессии, а профиль – это первая ступенька в достижении Вашей цели.

 

Презентация социально-экономического профиля на Дне открытых дверей МОУ «Лицей № 12» (Автор учитель экономики Заслонко О.К.)

Мы живем в такое время, когда экономика вторгается во все сферы деятельности не только взрослых, но и детей. А поэтому возрастает потребность общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической культуры, развития предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные и обдуманные решения, умение делать самостоятельный выбор. Кроме того, начиная с 2009 года, выпускникам школ для поступления в вузы (гуманитарные и социальные науки, экономика и управление, сфера обслуживания и т.д.) требуется сдавать ЕГЭ по обществознанию, от 20 до 40 % контрольных вопросов которого относятся к экономической сфере, 20 % — к правовой. Однако эти предметы в большинстве школ отдельно не изучаются – они в сокращённом варианте рассматриваются на уроках обществознания.

Таким образом, социально-экономический профиль обучения предназначен:

·        для углубленного изучения математики, экономики, права, обществознания;

·        для тех, кому для поступления в вуз необходимо выбирать экзамен по обществознанию (в форме ЕГЭ);

·        для тех ребят, которые хотят стать экономически грамотными людьми и хорошо знать свои права.

Десять лет назад наш лицей принял участие в региональном эксперименте по введению 12-летнего обучения, в ходе которого в учебный план впервые был включён предмет «экономика».

В классах социально-экономического профиля работают самые опытные и высококвалифицированные педагоги нашего лицея:

·        Заслонко Ольга Константиновна – учитель экономики высшей категории, почётный работник общего образования, дважды победитель Всероссийского конкурса лучших учителей России 2006 и 2012 гг., призёр городского конкурса «Учитель года – 2012».

·        Глебов Владимир Васильевич – учитель обществознания, высшая категория.

·        Клочкова Валентина Михайлова – учитель математики высшей категории, заслуженный учитель РФ.

·        Серова Ирина Николаевна – учитель английского языка высшей категории

·        Сибилёва Валентина Викторовна – учитель географии высшей категории, почётный работник общего образования.

·        Коростелёва Наталья Александровна – учитель биологии первой категории.

·        Гришечкина Ирина Александровна – учитель химии высшей категории.

·        Асеева Маргарита Ивановна – учитель истории и обществознания первой категории,  почётный работник общего образования.

·        Скрипкина Ирина Александровна – учитель информатики первой категории.

·        Сальникова Алла Ивановна – учитель физики первой  категории,

·        Каримова Елена Викторовна – учитель математики высшей категории, почётный работник общего образования, победитель городского конкурса «Учитель года — 2010».

·        Балюк Нина Никифоровна – учитель русского языка и литературы высшей категории, почётный работник общего образования.

Учебный план лицея предусматривает предпрофильную подготовку школьников. Так  у нас введено раннее изучение экономики и информатики, начиная с 7 – 8  класса. На уроках ребята получают вводные и практические знания по этим предметам, в игровой форме осваивают экономическое мышление и информационные технологии, необходимые современному человеку.

В 9 классе ребята ближе знакомятся с различными предметами профиля, посещая курсы по выбору, окончательно определяясь с будущим профилем обучения в лицее.

В 10-11 классах для социально-экономического профиля базовым учебным планом лицея предусмотрено углубленное изучение следующих профильных предметов:

·                   математика — 6

·                   обществознание — 3

·                   экономика — 2

·                   право – 1

В 11 классе большинство выпускников выбирают экзамен по выбору в форме ЕГЭ обществознание, результаты которого всегда нас радуют:

ü в прошлом учебном году выпускники лицея показали самый высокий балл ЕГЭ по обществознанию в городе;

ü выпускница Гапонова Анастасия получила на экзамене по обществознанию в форме ЕГЭ 100 баллов.

Способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях – необходимое качество каждого человека в условиях быстро меняющегося внешнего мира. Лицей – инновационное заведение — активно применяет новые образовательные  технологии, обеспечивающие исследовательское и творческое развитие учащихся, обучающие их основам исследовательской деятельности и  проектирования.

В 10-11 классе старшеклассники ведут активную исследовательскую работу по разным предметам, выполняя исследовательские и творческие проекты. По экономике каждый обучающийся на социально-экономическом профиле должен выполнить исследовательский проект дважды – в 10 и 11 классах, выступить со своими результатами на школьной экономической конференции.

По мнению ребят, научиться правильно и интересно презентовать свои результаты можно только практически, выступая перед слушателями. Лучшие работы направляются для участия в городском фестивале творческих проектов, ежегодно проводимом в марте месяце.

Серова Юлия, ученица 10 класса в 2011году стала победителем городского фестиваля проектов, выполнив исследование «Сколько стоит будущее».

Седых Евгений, ученик 10 класса, выступив с проектом «Как экономически грамотно  выбрать вуз для дальнейшего обучения», стал призёром фестиваля 2011 года.

Ученица 11 класса Прелая Наталья, выполнив исследование «Как открыть свой бизнес в России», стала призёром городского и областного конкурса проектов 2012 года.

Корнеев Денис, ученик 11 класса дважды становился призёром городского фестиваля творческих проектов (в 2012 и 2013гг.), выполнив исследования «Электронные деньги» и «Индекс борща: измерение коэффициента инфляции моей семьи в декабре 2012 года».

Лучшие из лучших исследовательских проектов направляются в Курск для участия в международных экономических конференциях студентов и аспирантов, проводимых на базе Курского института менеджмента, экономики и бизнеса.

Ребята, выступившие со своими проектами, получают сертификат участника конференции. Право выступить на конференции в разные годы получили Акимова Екатерина, Карпызина Любовь, Седых Евгений.

Материалы конференции публикуются в научных сборниках Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. В 2007 году опубликована статья Сальникова Ярослава «Школа, в которой хочется учиться или несколько слов о школьной корпоративной культуре».

В 2008 году опубликована статья Акимовой Екатерины «Стратегии современных выпускников».

В 2009 году в Курском сборнике опубликована статья Карпызиной Любови «Глобализация, инновационность и российское образование». В этом же году результаты исследовательской работы «Экономический рост и качество обучения» ученицы 10 класса Карпызиной Любы были опубликованы во Всероссийском сборнике научных трудов Вольного экономического общества.

Начиная с 2002 года ежегодно наши старшеклассники-экономисты становятся победителями и призёрами муниципального этапа олимпиады школьников по экономике, участвуют в региональном этапе олимпиады в Курске. Вот некоторые из них:

2010 год. Победители и призёры муниципального этапа олимпиады по экономике Серова Юлия, Ягодина Ольга, Черняев Александр, Локтионова Анастасия.

Гургунаева Джамиля – призёр муниципального этапа олимпиады по экономике 2011 года.

Червонный Артур – призёр муниципального этапа олимпиады по экономике 2009 года.

Ягодина Ольга – призёр регионального этапа олимпиады по экономике 2011 года.

Черняев Александр – призёр регионального этапа олимпиады по экономике 2011 года.

Гапонов Александр, 10 класс – призёр регионального этапа олимпиады по экономике 2013 года.

Полетаева Мария, 11 класс – победитель муниципального этапа олимпиады по экономике 2012 года.

Становых Дарья – призёр муниципального этапа олимпиады по экономике 2012 года.

Карпызина Любовь – победитель муниципального, призёр регионального и участник заключительного этапа олимпиады по экономике 2010 года. Став призёром многопрофильной олимпиады по экономике, проводимой Государственным университетом «Высшая школа экономики», Люба вне конкурса поступила в этот университет.

Серова Юлия – призёр муниципального, регионального и участник заключительного этапа олимпиады по экономике 2011 года.

Черняев Александр – участник заключительного этапа олимпиады по экономике 2011 года.

Всего за последние 5 лет победителями и призёрами муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике стали 21 человек, из них – 8 школьников – призёры регионального этапа, 3 человека – участники заключительного этапа.

Карпызина Любовь, ученица 10 класса, в 2009 году приняла участие и стала лауреатом XII Всероссийского конкурса научных работ молодёжи,  получив поощрительную премию «За оригинальность авторского подхода в работе «Экономический рост и качество обучения».

Наши лицеисты поступают в самые престижные ВУЗы страны:

Драган Николай – студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва.

Карпызина Любовь — студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Петербург.

Серова Юлия — студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Петербург.

Черняев Александр – студент Финансовой академии при Правительстве РФ, Москва.

Седых Ольга – студентка Всероссийской академии внешней торговли при министерстве экономического развития, Москва.

Носов Дмитрий – выпускник Государственного университета управления, Москва.

Дюльдин Артур – выпускник Орловского государственного университета.

Карпызина Любовь, выпускница социально-экономического профиля 2010 года, ныне студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Экономика – это зелёный свет светофора, правоведение – пешеходный переход. Владея данными инструментами, человек сможет перейти любую дорогу и не только в бизнесе, но и в жизни».

Седых Ольга, выпускница социально-экономического профиля 2009 года, ныне студентка Всероссийской академии внешней торговли при министерстве экономического развития, Москва: «Мне очень помогли в академии школьные уроки экономики, рейтинговая система оценивания достижений учащихся  — здесь, в вузе нас оценивают именно так…

Я учусь в академии внешней торговли, на международно-правовом факультете. Благодаря школьным знаниям по экономике, праву мне легче воспринимать эти сложные лекции …».

Добро пожаловать в наш лицей на социально-экономический профиль!